Остановки на дорогах. Коммерческий трафик между Россией и Польшей заморожен

5 февраля 2016

Польша и Россия так и не договорились об обмене квотами на грузоперевозки на 2016 год и далее. Грузовики простаивают, теряя, по разным оценкам, от €300 до €2,5 тыс. на машину в сутки. Варшаве удалось добиться от Москвы обещания пересмотреть невыгодные для страны новшества в законодательстве, однако согласование квот все еще не продвинулось.

Очередной этап переговоров между Россией и Польшей по обмену квотами на грузовые автоперевозки завершился провалом, сообщили Минтранс РФ и Министерство инфраструктуры и строительства (MIB) Польши. Следующий раунд пройдет в России, по версии Минтранса — в ближайшее время, по данным MIB — время не определено. Как сообщил Минтранс, при обсуждении Польша потребовала втрое увеличить объем квот, выдаваемых Россией на перевозки в третьи страны, или трехсторонних "дозволов" — разрешений, которые позволяют польским перевозчикам обслуживать грузы из других государств. Вместо сегодняшних 45 тыс. дозволов Польша потребовала 100 тыс. штук. По информации участников рынка, сама страна готова была предоставить российским перевозчикам только 5 тыс. встречных квот. "В качестве компромисса мы предложили обменяться хотя бы пробной партией со сроком действия два месяца, но и на столь короткий период согласия не было найдено",— пояснил в среду вечером замглавы Минтранса Николай Асаул.

Польские автоперевозчики традиционно возили в Россию товары из стран ЕС как польские по двусторонним дозволам вместо трехсторонних, количество которых относительно невелико, при этом штраф за нарушение был несущественен. В результате их доля на рынке достигла 70%. Но в прошлом году Россия внесла ряд изменений в нормативную базу, резко усилив контроль за провозом грузов из ЕС по льготным разрешениям и сильно увеличив размер штрафа. Также в конце 2015 года были введены ограничения на транзит через РФ товаров, подпадающих под российское эмбарго. Польша потребовала пересмотреть эти правила и лишь после этого переходить к обсуждению самого обмена разрешениями. До истечения старых дозволов 31 января компромисса достичь не удалось (см. "Ъ" от 1 февраля). По промежуточным договоренностям, грузовики с истекшими разрешениями могут оставаться на территории второй страны до 15 февраля.

На переговорах 3 февраля Польше удалось добиться успеха. Как пояснили в Минтрансе, Россия "пошла навстречу польской стороне в части уточнения и разъяснения требований нового законодательства в части контроля за разрешительной системой автоперевозок". Стороны запланировали актуализировать межправсоглашение об автоперевозках в течение полугода. Польский MIB выражается резче: переговоры завершились "декларацией российской стороны о том, что законодательство РФ, которое дискриминирует наших перевозчиков, будет изменено в течение двух месяцев".

По оценке АСМАП Польши, суточный простой обходится грузоперевозчикам страны в 6 млн злотых (€1,36 млн): примерно 600 машин, въезжающих ежесуточно из Польши в Россию, доход — по €2,5 тыс. на машину в сутки. Но, по мнению гендиректора FM Logistic Customs Алексея Мисаилова, компании завышают потери: "Перевозка из Польши до кризиса стоила порядка €1,5 тыс., при этом в пути грузовик находится примерно четыре дня. Таким образом, на коротких направлениях стоимость одного трака в сутки составляет не более €300. На дальних направлениях (Италия, Испания) стоимость перевозки может колебаться на уровне €400-500 в сутки". У российских перевозчиков те же проблемы, добавляет топ-менеджер: если машина стоит — идет прямой убыток, так как основная часть автопарка находится в лизинге. Рынок уже реагирует на резкое сокращение предложения. По словам господина Мисаилова, стоимость перевозки из Польши и других стран Европы поднялась в среднем на €500-700, к тому же допущенные перевозчики из Белоруссии и Прибалтики подняли свои ставки.

kommersant.ru